1 сентября 2022 года учителя начали работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.
В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель обязан обладать следующими умениями:
1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
- общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
- общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
5. Уметь применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, которые позволяют проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям обучающихся на основе индивидуального подхода, а также в работе с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
Кроме обычных функций педагога, в профессиональном стандарте учителя добавлены новшества, связанные с цифровизацией школы: введены требования к знаниям, владению и использованию учителем цифровых технологий и инструментов. какие навыки он должен формировать у обучающихся в цифровой сфере. Так, согласно Проекту, в области цифровизации учителя должны:
Знать:
требования к информационной образовательной среде, установленные ФГОС, в том числе для обучающихся с ОВЗ;
средства цифровых коммуникаций, рекомендованные для использования в образовательном процессе; ресурсы и сервисы информационной образовательной среды по предмету обучения, в том числе для детей с ОВЗ;
владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе);
владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности;
адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
принимать участие в образовательных коммуникациях (социальные сети, группы, блоги, видеосервисы) в системе информационной образовательной среды с участниками образовательного процесса с соблюдением норм информационной безопасности и профессиональной этики;
использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
вести электронные формы документации;
использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, в том числе для детей с ОВЗ;
избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
Согласно Проекту, учителя в процессе образовательной деятельности должны уметь: формировать у учеников, в том числе с ОВЗ, общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий; обучать информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями школьников; учить использовать ИКТ в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять ресурсы и сервисы по предметам обучения; применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.
Обратим внимание, что согласно закону об образовании, теперь к преподаванию в школе допускаются студенты старших курсов. Поэтому Проектом предусмотрена должность педагога с возможным наименованием «Учитель-студент», который должен иметь образование в объеме не менее чем 3 курсов вуза по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», подтверждённое справкой об успешном прохождении им промежуточной аттестации в вузе.
Школа XXI века приобретает современный, новый облик, меняются и её ученики. Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем: они без труда смогли овладеть сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем. Учитель - это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении стоящих перед ним новых проблем. В условиях модернизации образования педагоги осваивают новые идеи, направления деятельности, новое содержание образовательной деятельности. Особая роль при этом принадлежит методической работе, так как ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства.
Профессиональный успех должен достигаться с помощью «нового» учителя, который научит детей рассуждать, анализировать, доказывать свои мысли, отстаивать в споре своё мнение, научит самостоятельно действовать, научит сотрудничеству, умению общаться и работать в команде.
Задача педагога: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты. Развивать самостоятельность, инициативу, не давать знания в готовом виде, а мотивировать детей самих правильно находить информацию. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка, раскрыть его, найти подход к каждому из них. Современный педагог должен быть творческим, инициативным, находчивым, сообразительным, должен постоянно совершенствовать свои знания, заниматься самообразованием, быть исследователем и экспериментатором, должен быть эрудированным и компетентным во всех вопросах. Образцовый педагог должен ориентироваться в информационном мире, должен правильно использовать и переработать массу информации, а потом ее и преподнести.
В профессиональном стандарте говорится, что педагог – это….
Современный учитель должен быть мобильным, готовым к изменениям, к нестандартным педагогическим действиям, быть ответственным и самостоятельным в принятии решений. И главное, учитель – человек, главная цель которого научить своих учеников учиться.
Новый профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своей трудовой деятельности, предъявляет требования к квалификации, предлагает критерии для ее оценивания.